Цифровые инструменты для обеспечения глобального доступа к качественному обучению

«Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения!» Да, сегодня это так, а по историческим меркам не так уж и давно, еще на памяти наших бабушек и дедушек автомобиль был роскошью. И позволить его мог себе не каждый, и даже не каждый двадцатый житель нашей страны.
Цифровые технологии прошли примерно такой же путь. Когда-то домашние компьютеры и школьные компьютерные классы были редкостью, а сегодня без них невозможно представить учебный процесс. Движение по пути цифровизации заметно ускорилось после событий 2020 года и следовавших один за другим локдаунов.
Запрет на посещение учебных заведений вынудил освоить цифровые инструменты всех, включая тех, кто не собирался этого делать. Вы освоите все, что угодно, если пройдете наши программы « Лучшие техники самообразования » и « Из мечты в цель ». А мы сегодня поговорим про цифровые инструменты для обеспечения глобального доступа к качественному обучению.
Итак, какие цифровые инструменты работы применяются сегодня в сфере образования? Современные цифровые инструменты педагога можно классифицировать по целям и задачам, которые они помогают решать. В самом общем виде цифровые сервисы и инструменты можно распределить по следующим категориям:
Теперь давайте посмотрим, что включает каждая из этих категорий. Нам в помощь «Обзор цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения» [ Л. Шайхутдинова, 2021 ]. И материал «Цифровые инструменты, которые стоит освоить учителю» [ М. Курвитс, 2019 ].
Мы не будем пересказывать эти статьи, а выделим лишь наиболее универсальные и популярные рекомендации. О цифровых инструментах для облегчения преподавания отдельных предметов мы поговорим чуть позже. Итак, какие существуют цифровые сервисы и инструменты для решения различных образовательных задач?
В свою очередь, робот-ученик может присутствовать на занятиях, передавая школьнику всю учебную информацию и позволяя прогуляться на перемене в компании одноклассников. Теперь посмотрим, какие цифровые инструменты и технологии можно задействовать для контроля знаний.
Онлайн-тесты и онлайн-проверка знаний – позволяют преподавателям дистанционно проверять знания студентов и оценивать их успеваемость. Существуют специальные платформы, такие как Google Forms, Moodle и Kahoot, которые позволяют создавать различные типы тестов и опросников (множественный выбор, соответствие, открытые вопросы).
Электронные портфолио – портфолио-системы, такие как Seesaw и Google Classroom, позволяют студентам создавать электронные портфолио, в которых они могут хранить свои работы, проекты и достижения. Преподаватели могут оценивать работы студентов и давать обратную связь через эти системы.
Автоматизированные системы оценки – некоторые цифровые инструменты используют машинное обучение и аналитику данных для автоматической оценки работ студентов. Такие инструменты, как Turnitin и Grammarly, помогают преподавателям проверять работы на плагиат и грамматические ошибки.
Уточним, что полученные сертификаты могут использоваться для подтверждения знаний и умений студентов в определенной области. Более того, в отдельных случаях наличие такого сертификата может послужить основанием для освобождения студента от прохождения какого-нибудь факультативного курса и перезачета при условии, что программа факультатива и пройденного курса совпадают по всем основным темам.
Отдельно следует отметить статью «Лучшие инструменты для преподавателей 2023 года для наиболее эффективного управления классом» [ N. Jane, 2023 ]. Помимо собственно цифровых инструментов, здесь затронуты многие другие проблемы дистанционного обучения . В частности, сложности с концентрацией внимания у некоторых учеников, большое количество отвлекающих от урока факторов и соблазнов, если ученик учится из дома.
Преодолевать эти сложности рекомендуется при помощи увеличения интерактивной составляющей в онлайн-обучении, когда ученик будет вынужден постоянно быть в тонусе, дабы ничего не пропустить. Цифровые инструменты для обеспечения интерактивности мы уже обсудили, а в статье «Лучшие инструменты для преподавателей 2023 года для наиболее эффективного управления классом» вы найдете дополнительные рекомендации в зависимости от нюансов поведения учеников именно в вашем классе [ N. Jane, 2023 ].