Матрёшки прав: как работает авторское право для музыкантов и с какими проблемами сталкиваются те, кто лицензирует творчество — SAMESOUND

Одна из самых сложных, острых и актуальных тем в музыкальной индустрии — это защита и монетизация творческих продуктов. Интеллектуальными правами в этой сфере защищаются не только произведения, но и их составные части. Кроме того, помимо авторского права здесь работают смежные права — артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций. С точки зрения бизнеса в цепочку добавляются ещё и названия брендов, товарные знаки, организационные решения и иногда секреты производства.
Какие результаты творческой деятельности охраняются законом и где пролегают границы их использования, как защитить свои права и эффективно управлять ими, каким должно быть адекватное вознаграждение и как используется музыка для бизнеса — эти и другие вопросы обсудили на «Российской креативной неделе. Москва Фест» ведущие специалисты в области интеллектуальной собственности в рамках сессии «Монетизация и защита: авторское право для музыканта».
В музыке в сфере авторского права можно наблюдать очень странную и неоднозначную судебную практику, рассказывает Екатерина Чуковская, модератор встречи и директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и правовой экономики Digital IP. Например, в 2002 году музыкант Майк Батт выпустил альбом кавер-версий классических произведений, в который включил трек с говорящим названием «A One Minute Silence» — «Минута тишины». Музыкант был обвинен в плагиате издательством Edition Peters, владеющим правами на знаменитое сочинение Джона Кейджа «4’33″» , и проиграл суд.
Юрист и партнёр юридической фирмы Semenov&Pevzner Екатерина Калиничева замечает, что в своей практике постоянно сталкивается с противоречивыми ситуациями, связанными с использованием авторских прав. Так, например, на одну и ту же фонограмму или произведение зачастую претендуют несколько лиц, считающих себя обладателями исключительных прав. При этом, больше всего в подобных ситуациях страдают исполнители, выпускающие новые версии произведений, так как именно им обычно поступают претензии от лиц, считающих себя обладателями исключительных прав, недовольные тем, что у них не спросили согласия на переработку композиции.
Есть очень много мифов, что можно без разрешения автора взять три секунды, два такта или четыре ноты из его трека, но это не так. Например, пионеры электроники — участники немецкой группы Kraftwerk — выиграли судебную тяжбу у хип-хоп-исполнительницы Сабрины Сетлюр, связанную с нелегальным использованием всего двух секунд барабанной партии из их композиции «Metall auf Metall». Дело, правда, длилось 20 лет, но стало показательным. Суд пояснил, что длительность заимствованного отрывка не имеет значения — если он узнаваем, то речь уже идёт о нарушении прав.
По словам Екатерины Калиничевой, нередки случаи, когда исполнители покупают свободные от роялти биты на стоках, а затем получают блокировку своих композиций на цифровых платформах из-за претензий битмейкеров, требующих компенсаций за незаконное использование. Свободные от роялти произведения предполагают, что их можно использовать без каких-либо отчислений и упоминаний, но даже так они не приравнены к понятию «бесплатная музыка». По этой причине нужно всегда изучать условия лицензирования, где хватает подводных камней.