«Век электронных инструментов не долог»: Фумио Миеда — о схожести синтезаторов и эффектов, танцевальной музыке и стандарте MPE — SAMESOUND

Американские и британские создатели синтезаторов у всех на слуху: спроси любого об именитых инженерах, и тебе сразу же расскажут про Боба Муга, Тома Оберхайма и Дона Буклу. Влияние пионеров синтеза неоспоримо, однако формированием ландшафта занимались не только они — на противоположном конце планеты параллельно им работала плеяда японских инженеров, создавших десятки знаковых для современной музыки устройств. Один из них — Фумио Миеда, придумавший Korg MS-20 и навсегда изменивший танцевальную музыку, но, по ряду причин, оставшийся в тени своих западных коллег.
Несмотря на свой возраст, 83-летний Миеда продолжает работать в Korg: он каждый день ходит на работу, придумывает новые эффекты и инструменты, руководит командами разработки и делится своими знаниями с молодым поколением инженеров. Авторы издания Attack Magazine встретились с Миедой-саном в штаб-квартире Korg в Токио и  поговорили о его работе, созданных им инструментах, моде на переиздания и схожести эффектов и синтезаторов. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.
В то время как американские и британские инженеры становились известными в рамках собственных компаний, многие талантливые инженеры из Японии остались неизвестными, создавая поистине легендарные устройства для Korg, Roland и других компаний. Оказанное этими людьми влияние на музыку настолько огромно, а наследие обширно, что становится по-настоящему обидно, что сообщество музыкантов до сих пор не знает о них.
Взять хотя бы Фумио Миеду, более полувека работающего в Korg и создавшего большинство из самых известных синтезаторов компании. Список работ 83-летнего инженера поражает: Миеда-сад работал над miniKORG 700 (одним из первых синтезаторов в Японии), Korg Poly 800, Korg M1, чей клавишный звук до сих пор актуален, и, конечно же, над Korg MS-20. Последний изменил танцевальную музыку — Daft Punk, Mr. Oizo, Aphex Twin, Portishead, Жан-Мишель Жарр и ещё сотни именитых музыкантов создавали с его помощью свои знаменитые композиции.
Помимо этого Миеда приложил руку к десятку самых разнообразных эффектов, многие из которых позднее стали основой новых музыкальных инструментов. Среди последних работ инженера — руководство разработкой Korg MS-20 Mini, который в 2023 году отмечает своё 10-летие. Синтезатор стал современной и более компактной версией оригинального MS-20, добился аналогичного успеха и положил начало повальной моде на переиздание винтажных инструментов.
В настоящее время Миеда продолжает работать в Korg, а также на регулярной основе пишет статьи для журнала Japan Music Trades. Материалы инженера выходят на страницах издания ежемесячно и посвящены воспоминаниям о развитии музыкальных технологий в середине XX века. На основе серии статей Миеды издательство выпустило книгу «Электронные музыкальные инструменты: прошлое, настоящее и будущее» (англ. Electronic Music Instruments: Past, Present, and Future).
У него была большая клавиатура для игры обеими руками, которая взаимодействовала с одним полифоническим источником звука и двумя монофоническими. Прототип использовал переменный фильтр пропускания полосы с двумя ползунками Traveler, при этом для создания звука мы использовали технику синтеза звука на основе искажений — сейчас эта методика известна как нелинейный синтез. Конечно, в то время я не знал, что такое нелинейный синтез, но, экспериментируя с гитарными эффектами, обнаружил, что степень искажений можно изменять с течением времени, что, в свою очередь, кардинально меняет тембр звука.